- Гуманизм
- - (от лат. humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.
* * *
(лат. humanus - человечный) – в философии - теория, утверждающая равную ценность любого человека независимо от его общественного положения и защищающая неотъемлемое, изначальное право каждой личности на свободное развитие её способностей, творческих сил, разделяющая принципы социальной справедливости, человечности в отношениях между людьми и социальными группами. Гуманистическое направление мысли существует издревле, с момента осознания человеком того факта, что люди относятся друг к другу подобно хищным животным, как бы не подозревая о том, что последние не суть вершина достижения эволюции биосферы. Концепции гуманизма, в таком её представлении, отвечает не имеющая никаких научных оснований гипотеза, согласно которой люди всегда делились, делятся и будут деляться на две разные антропологические категории: элиту, господствующую во всех сферах общественной жизни и так назывемых париев, «простых» людей, «быдло-класс», на котором упомянутая элита фактически паразитирует вот уже несколько тысячелетий и не собирается от этого своего привилегированного положения отказываться ни при каких обстоятельствах. Гуманизм, как научное движение мысли возник и формирование которого состоялось как реакция на духовное господство церкви, эксплуатацию множества народов, на рабство, на широкое распространение философских и психологических концепций, обезличивающих, унижающих человека, человеческое достоинство, отождествляющих общественные процессы в сущности с теми относительно элементарными взаимоотношениями, которые существуют в мире животных, и априорно занимающих позиции жёсткого детерминизма, при котором люди, соглано писаным и негласным законам лишаются свободы выбора, автономности, права на невмешательство в их внутреннюю жизнь и стремление к самостоятельности в поведении, таких, в частности, как бихевиоризм и психоанализ. Данным термином злоупотребляют столь часто, что это грозит ему полной дискредитацией.
* * *
(от лат. humanus - человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
* * *
(от лат. humanus – человеческий, человечный) – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека с критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – нормой отношений между людьми.
* * *
(от лат. humanus – человечный) – признание человека как высшей ценности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Г. – исторически изменяющаяся система воззрений, считающая принципы равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации человека человеком желаемой нормой отношений между людьми. Система взглядов Г. начала формироваться в эпоху Возрождения, а затем постоянно развивалась. Новый этап в развитии Г. связан с марксизмом, в котором критикуется абстрактный Г. вообще и впервые определяются реальные пути воплощения идеалов Г. Достаточно значительные нарушения принципов Г., допущенные при построении социализма в СССР и др. странах, – скорее извращение марксизма, нежели практика, опровергающая всю теорию. Американцы в свое время практически полностью уничтожили коренное население – индейцев и торговали рабами; турки в 1915–1916 гг. вырезали свыше 1,5 млн армян; испанцы пролили реки крови невинных людей в Америке; французы за одну Варфоломеевскую ночь и только в Париже умертвили сограждан больше, чем было казнено на Руси за все время царствования Ивана Грозного; Германия развязала две мировые войны, унесшие более 70 млн жизней. В истории большинства стран есть факты нарушения Г. не менее серьезные, чем у нас в сталинский период. Критериями Г. является не степень отражения его в текстах, в т. ч. в законах. К основным из них относятся: количество погибающих в войнах, в результате убийств и самоубийств; средняя продолжительность жизни; степень распространенности пьянства, наркомании; коэффициент разрыва в доходах богатых и бедных; доступность и качество медицины и образования и др. Движение от абстрактного Г., которого на планете переизбыток, к конкретному Г., который не имеет заметной мировой тенденции к развитию, является важнейшим условием профилактики любых конфликтов.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.